Накануне празднования дня преподобной Евфросинии Суздальской митрополит Тихон совершил всенощное бдение в Ризоположенском женском монастыре города Суздаля
30 сентября 2019 года, в канун празднования дня прославления преподобной Евфросинии Суздальской митрополит Владимирский и Суздальский Тихон возглавил вечернее богослужение в Ризоположенском женском монастыре города Суздаля, где в Ризоположенском соборе пребывают мощи святой подвижницы. Архипастыря встречала настоятельница монастыря игумения Екатерина (Иванова). Сослужили владыке духовенство обители и настоятели суздальских монастырей.Игумения Екатерина обратилась к правящему архиерею со словами: "Мы сердечно приветствуем Вас в нашей древней обители и поздравляем с праздником прославления преподобной Евфросинии. Ровно 20 лет назад в этом храме прошла первая служба. Первую Литургию совершили епископ Иннокентий, тогда еще игумен, и архимандрит Петр.Сейчас мы имеем возможность у мощей преподобной Евфросинии возносить молитвы Господу и просить у Него по молитвам преподобной в искренней вере смирения, кротости, любви к ближним. Мы смиренно испрашиваем Вашего благословения на наши дальнейшие труды по возрождению обители и желаем Вам силою Животворящего Креста, чтобы Господь избавил от всех врагов внутренних и внешних и даровал священную помощь в деле спасения вверенной Вам паствы."Митрополит Тихон произнёс проповедь к собравшимся богомольцам:"Всех поздравляю с юбилеем первой Литургии в этой святой обители, и сегодня мы чтим преподобную матушку Евфросинию Суздальскую, которая много потрудилась для своего спасения и для спасения своих ближних. И когда читаем её житие, удивляемся как и её подвигам, так и её добрым делам, а жизнеописатель её так и говорит, что преподобная Евфросиния - это пример духовности русской православной женщины. Мы сегодня видим, что в монастыре идёт возрождение монастырской жизни, и хотелось бы, чтобы наши матушки, монахини, инокини, послушницы были примером духовной жизни для окружающих людей, для тех, кто ищет Царствия Небесного, кто ищет Господа, общения с Ним.К сожалению, многие люди выбирают себе целью и смыслом в этой жизни земные удовольствия, потребительский образ жизни и подвиг для них это что-то чужеродное, хотя украшает личность человека только подвиг. Мы, конечно, грешим, каемся, и поэтому, как говорили святые отцы, можно всю жизнь прожить рядом с лестницей совершенств духовных, ходить вокруг и не ступить так ни на одну ступень духовного совершенства. Потому что грех опять вновь побеждает: пришли, перед батюшкой раскаялись, причастились, вроде всё хорошо, но начинаются опять те же самые грехи. В первую очередь это язык, хоть он и малый член, но он оскверняет всё тело и душу. Задача наша не в том, чтобы грешить и каяться, а в том, чтобы открылось для нас через покаяние Царство Небесное. Господь и Иоанн Предтеча так и призывали: покайтесь, приблизилось Царство Небесное. А что это значит? Это значит - победить грех! Победить и не грешить больше - вот наша задача. Бесстрастия достигнуть, достигнуть святости. Конечно, это очень сложно, особенно для современного человека, потому что мы привыкли к комфорту. Пусть немного, но чтобы всё было, пусть не так как у богатых людей, но чтобы крыша была над головой, чтобы было что поесть, то есть оказывается, мы по складу нашего характера и по нашему стремлению такие же потребители. Вот поэтому роста духовного никакого нет.Как же победить грех и как достигнуть духовного совершенства. Вот как раз житие преподобной говорит нам о том, что аскетика, подвиг помогают возрастать в духовной жизни. Конечно, тяжело это: посты все соблюдать, конечно тяжело молиться, вычитывать монашеское правило. Вот когда человек почувствовал вкус к духовной жизни, когда он с интересом совершает своё спасение - тогда и происходит преображение человеческой личности, и как святые отцы становились духоносными, богоносными, святыми людьми, так и мы должны стремиться на этом христианском пути. Где он этот путь указан? В святом Евангелии, мы должны читать его каждый день, чтобы с этого пути не сбиться."Также владыка призвал часто и правильно осенять себя крестным знамением. "Когда мы осеняем себя крестом - мы усваиваем плоды искупительного подвига Христова. Мы не имеем других сил, как только сила Честаго Животворящего Креста Господня.Когда мы читаем жития святых, то поучаемся, что все святые были служители Пресвятой Богородицы. Вот преподобной Евфросинии несколько раз Божия Матерь являлась и Сам Спаситель. И они подтвержали, что она является избранницей Божией, она много пользы принесет не только своей душе, но и окружающим людям."В конце службы духовенство, монашествующие и миряне с почтением приложились к честным мощам преподобной Евфросинии, и владыка Тихон помазал каждого из молящихся освященным елеем.
Максим Крицкий.