Мастер-класс по реставрации икон состоялся в воскресной школе Успенского собора
Почувствовать себя реставраторами икон смогли ребята на занятиях Воскресной школы Успенского кафедрального собора 8 марта.
Работы проводились под чутким руководством профессионального реставратора Екатерины Олеговны Зонтовой, которая рассказала юным соборянам о методике и основных понятиях реставрации.
В ходе работы ребята удаляли загрязнения, узнавали чем реставрация отличается от консервации, поработали инструментами реставраторов.
История реставрации в России икон и фресок относится к глубокой древности. В летописях сохранились некоторые имена святителей, которые уделяли свои досуг этому делу. Реставратор в иконописном деле должен быть очень образованным человеком. Чтобы реставрировать, надо понимать, что реставрируешь. Держать кисть и уметь рисовать - этого мало. Реставратор должен в совершенстве знать всю технику иконописного искусства. Он должен понимать икону, научиться смотреть в глубь ее веков, он должен знать все особенности той или иной школы и манеры различных писем в различные их эпохи и должен быть знатоком древнехристианской палеографии.
Знающий в совершенстве стили и манеры разных школ и эпох никогда не счистит при снятии слоев записи и олифы в процессе расчистки иконы старое древнее письмо. Расчистка состоит в том, чтобы, не трогая древних красок, удалить с иконы все накопившиеся от времени наслоения и реставрации. Древние иконы должны приводиться в полный порядок, хотя утраченные места не должны вполне записываться, а только прописываться в полутоне, чтобы ясно видны были места реставрации и ярче бы выступала красота древних красок. Со стороны реставратора требуется знание древних красок, их составов и применения. Новые химические краски нельзя употреблять при реставрации древних икон и примитивов; они не выдерживают времени, меняют свой цвет, тускнеют, чернеют. При реставрационных работах надо употреблять те краски, которыми иконописцы писали в древности.
Учащиеся воскресной школы наглядно увидели, что работа реставратора очень сложная и кропотливая.
По ии Воскресной школы Успенского собора