г. Владимир, ул. Княгининская, д.8

Приход храма святого великомученика Никиты г. Владимира

Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона в день памяти святого равноапостольного князя Владимира

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Ваши Высокопреподобия и Преподобия, дорогие отцы, братья и сёстры, всех поздравляю с престольным праздником этого святого храма. Благодарю, что вы в этот день пришли почтить память святого благоверного равноапостольного великого князя Владимира, крестителя Руси. Для него нелёгкий был выбор в 988 году: какую веру принимать. Приходили разные люди и предлагали каждый свою веру. Он мудро рассуждал, подойдёт ли она русскому народу или нет.

 И вдруг этот языческий воин, бесстрашный, беспощадный, принимает христианство. И становится совершенно другим человеком. Он меняет свой образ жизни. Он сам становится милостивым, милосердным человеком и таким же хочет видеть свой народ русский. Принимает крещение его дружина, потом все подданные. До сих пор мы в тропаре кратко говорим об этом подвиге равноапостольном: «Уподобился купцу, ищущему доброго бисера, и обрёл Христа».

Многие не задумываются, а почему же князь избирает христианство? Казалось бы, в этой жизни нужна сила, жестокость, твёрдость, мужество. А он избирает кажущееся слабым христианство, которое говорит о том, что если ударили тебя по щеке – подставь другую, прощай врагов, благословляй ненавидящих. Почему же такая перемена? Оказывается, это были верующие люди, хотя и язычники, но верующие. Они понимали, что земная жизнь – временная. А что нужно для вечности? А для вечности нужна вера и её дела: милосердие, сострадание, сочувствие. Вот что хочет от нас Бог. Не то, чтобы мы проявляли свою гордыню и беспощадность, а  наоборот, милость и милосердие к другим людям. Он познал десять заповедей Моисея, которые отличают нас от животного мира. Животный мир живёт по инстинктам. А человеческий мир, человеческая цивилизация живёт по нравственным законам. И девять заповедей блаженств – он понял, что они необходимы для каждого человека и для всей страны. Если он хотел видеть, как вождь, свою страну процветающей, могучей – он должен был принять эти условия, правила духовной жизни.

Это как правила дорожного движения. Ты можешь их не соблюдать – но тебе повсюду грозит смерть. Эти правила уличного движения ограничивают нашу свободу, но если их нарушать, то погибнешь. Также и с нравственными заповедями. Казалось бы, для чего любить родителей, почитать их. Но если ты их не почитаешь – тебя ждёт вечная смерть. Смерть, прежде всего, духовная, а потом  и телесная. Помните, что за родителей отомстят дети и внуки.

Сегодня мы, разбирая смысл этого праздника, входим в историю нашего древнего государства, когда князю Владимиру предстояло избрать новый цивилизационный путь, когда он для своего народа пожелал не просто процветания, а именно спасения. Все князья, которых мы называем благоверными, сохраняли спасительную Православную веру. Они приносили присягу на Священном Писании, они читали Символ веры, были хранителями этой веры, потому что знали, что это - основное в жизни человека. На земле, как бы мы не жили, как бы не увлекались страстями – это нам не поможет во время перехода в вечность. Там будет спрошено с нас, как мы соблюдали нравственный закон, как мы шли по духовному пути. В Священном Писании не говорится, что если будешь соблюдать нравственный закон, то у тебя будет всё хорошо и гладко в этой жизни. Нет! В восьмой заповеди Блаженств сказано о страданиях ради правды, о поношениях ради Христа, о всяких трудностях, которые испытывает человек по пути к Царству Небесному, потому что очень сложно и трудно получить Царство Небесное. Наши мелкие зависимости превращаются в страсти, пороки. А это все преграда для Царства Небесного. Мы думаем, что Господь милостив, простит нас, и продолжаем грешить. Ничего подобного. «Ничто нечистое, - говорит апостол Павел, - не войдёт в Царство Небесное». И зря мы тешим себя надеждами, что будем здесь оскверняться всякими грехами и пороками, а там нам откроются Врата блаженной Вечности. Нет. Там будет истязан каждый человек за всю свою жизнь. Даже за каждое слово каждый человек даст ответ. И каждый человек будет испытан, действительно ли он хотел Царства Небесного или он собирал в себе, своей душе то, что сродно злым силам.

Святые отцы доходили до того, что «расторгали пределы видимого мира». О чём это они говорили? Духовный мир – это мир чистого разума. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». И тот, кто очистил свою  душу, чистый разум стяжал у Бога – тот входит в этот мир разума, в мир Царства Небесного. А наш разум забит всякими помыслами, греховными мыслями. Нет, мы не сродни Богу. Мы сродни тёмным силам, потому что они новоначальники этих всех пагубных пороков, страстей, мыслей, чувств. И поэтому, как бы мы не старались, без борьбы с грехом мы служим другому «богу». Никто нам не поможет, если мы здесь, на земле, не приложим силы к своему исправлению.

Князь Владимир, как глава народа, понял духовную высоту христианства, её силу, целительность и спасительность. Поэтому он и принял эту Православную спасительную веру и нас всех до сих пор ведёт этим путём. Именно в этот храм при безбожной советской власти приходили владимирцы. Здесь молился Владыка Афанасий и здесь он упокоился. Здесь  все люди, которые искали духовной жизни, которые не потеряли Христа, не потеряли этот спасительный путь – они собирались именно в этом святом храме под покровом святого благоверного князя Владимира.

Желаю всем вам доброго здоровья, помощи Божией. Молитвами святого князя Владимира желаю обрести спасение своей души. С праздником!

Связь с храмом